вторник, 22 февраля 2011 г.

Рынок мини-пивоваров

На Украине существует около 45 мини-пивоварен. Большинство из них – пивоварни ресторанного формата, собственно, рестораны-пивоварни. Остальные – мини-пивоварни, которые с разным успехом продают свое пиво в кегах по ресторанам и пабам города, или в ПЭТ-бутылках (изредка в стеклянных бутылках) отдельным потребителям. Мини-пивоварни обоих форматов работают на оборудовании одних и тех же производителей, хотя и разной продуктивности – у обычных пивоварен она может быть большей, хотя и не обязательно.

«Мини-пивоварни ресторанного формата – это ниша бизнеса, которая только начинает развиваться на Украине», - уверен пивовар ресторана-пивоварни «Кумпель» Тарас Фалик. По его словам, отдельные рестораны с собственными мини-пивоварнями появляются в больших городах – Киеве и крупных промышленных центрах. Тем не менее, даже в Киеве мини-пивоварен ресторанного формата всего 7. Две в Харькове, одна в Донецке и еще по одной в нескольких промышленных городах. Полноценных сетей ресторанов-пивоварен пока еще нет. В Киеве и Харькове есть по ресторану «Шато-Славутич», во Львове только собираются открывать ресторан «Старгород» по харьковскому образцу. Тарас Фалик рассказывает, что на базе ресторана-пивоварни «Кумпель» будут развивать франчайзинговую сеть. Франшизи, естественно, будут продавать в другие города. По его словам, потенциал для увеличения количества мини-пивоварен ресторанного формата значительный – в столице, в больших промышленных городах, но дело очень зависит от намерений и капитала потенциальных инвесторов. Что касается курортных городов, то они интересны для инвестирования, но объемы продаж будут очень колебаться, хотя Одессы это касается меньше, чем, например, Ялты.

Пивоварни в целом очень зависят от сезонных колебаний – люди летом меньше пьют пива, хотя обычно, по словам Тараса Фалика, растет спрос на темные сорта пива. Летом, наоборот, люди больше отдают предпочтение легкому светлому пиву.

Очевидно и то, что экономический кризис притормаживает развитие этого бизнеса, ведь он требует больших капиталовложений, а инвесторы вряд ли согласятся вкладывать свои деньги в полностью новый для них бизнес в неуверенные времена. Тем более, брать кредиты в иностранной валюте или брать кредиты вообще при нынешней высокой ставке и нестабильному курсу гривны вообще сложно и рискованно. Рост количества мини-пивоварен возобновится с установлением стабильности. «Хотя те, кот уже начал и взял кредиты, доведут дело до конца, - уверен Тарас Фалик, - Если же начинать с нуля, то сейчас можно работать с документацией и проектами, а позднее – с возобновлением кредитования – начинать работы».

В целом, для реализации проекта ресторана-пивоварни нужно много времени. «Для открытия нашего ресторана с собственной мини-пивоварней мы потратили год времени на ремонт помещения и монтаж оборудования, - рассказывает Тарас Фалик. – Перед этим еще полтора года мы проводили переговоры с поставщиками оборудования, решали разрешительные вопросы – получали разрешения на монтаж оборудования, строительных работ».

Ресторанный формат мини-пивоварни («кухня под пиво» или «пиво под кухню») становится все более популярным на Украине, очевидно и потому, что он выживает и в условиях, когда в городе есть крупные производители пива. В то же время, мини-пивоварня – гораздо более рискованный формат, поскольку собственной точки продажи, как в случае с рестораном, нет. Сбыт разве что можно наладить через отдельные рестораны, пабы и иногда супермаркеты. Но у таких пивоварен есть и свои преимущества – не надо обустраивать помещения в центре города с высокой арендной платой или высокой стоимостью квадратного метра – можно на окраине или вообще где-то за городом.

Поскольку нефильтрованное живое пиво – продукт, на который прогнозируется хороший спрос, в борьбу за потребителя вступают и торговые сети. В частности, в 2007 году в Киеве в супермаркете «Край», размещенном в ТЦ «Магеллан» работает мини-пивоварня «Магеллан». Вероятно, другие торговые сети воспользуются этим примером. В то же время, инвесторов, готовых открыть мини-пивоварню в торговом центре, видимо, не будет, поскольку арендные ставки в торговом центре слишком большие, а начальные инвестиции значительны. Кроме того, им вряд ли бесплатно позволят установить холодильник со своей продукцией в прилегающем супермаркете.

Комментариев нет:

Отправить комментарий